Дорогу осилит идущий
"С начала XX века этнологи привыкли к не слишком точному использованию таких понятий, как шаман, знахарь, маг или колдун для определения некоторых лиц, наделенных магическо-религиозными способностями и встречающихся в каждом "первобытном" обществе. В дальнейшем эта терминология распространилась и на исследования в области религиозной истории "цивилизованных" народов. Говорят, например, об индийском, иранском, германском, китайском и даже вавилонском шаманизме, подразумевая "примитивные" элементы соответствующих религий. Если словом "шаман" обозначать каждого мага, колдуна, знахаря или мистика, упоминающегося в истории религии и религиозной этнологии, то в итоге получаем чрезвычайно сложное и в то же время неточное понятие, польза которого крайне сомнительна, поскольку уже существуют термины "маг" и "колдун" для обозначения понятий столь же разнотипных, сколь и расплывчатых, — таких как магия или первобытная мистика.
Магию и магов мы встречаем почти во всем мире, тогда как шаманизм представляет собой особую магическую "специальность", которую мы выделяем особо: "укрощение огня", магический полет и т.д. По этой причине, хотя шаман является, помимо всего прочего, также и магом, не каждого мага можно определить как шамана. Это же относится и к шаманским исцелениям: каждый знахарь является целителем, но только шаман обладает своими особыми методами. Что касается шаманских техник экстаза, то они не исчерпывают всех разновидностей экстатических переживаний, зафиксированных в истории религии и религиозной этнологии. Поэтому нельзя каждого экстатика считать шаманом: шаман является специалистом по трансу, во время которого его душа, как принято считать, покидает тело, чтобы подняться на "Небо" или спуститься в "Ад".
Шаман является посредником между миром людей и "миром духов", защищающим интересы людей".

Мирча Элиаде, Чикагский университет, март 1967 г.

На самом деле, в книгах Кастанеды тоже описывается метод транса, хотя открытым текстом об этом он не говорит, но оно и понятно — ведь текст написан от лица самого Кастанеды, а Дон Хуан, конечно, не предупреждал, когда воздействовал на него методом транса. А о том, что он подвергался такому воздействию, в его книгах очень много упоминаний, таких как "Действия Дона Хуана повергли меня в ужас..." или "своими речами он довел меня до бешенства..." Методика транса подразумевает под собой еще и психический фактор, такой как культивирование в себе какого-то чувства до гипертрофированных размеров: гормоны, которые при этом выделяются, играют роль наркотика, что и позволяет впасть в транс.

Как полагает Г. Ниорадзе, способность общаться с духами, подчиняя их своей воле, наряду с особой психической организацией, — главные признаки шамана.

От себя хочу добавить, что, на мой взгляд, отличительной чертой шамана от мага или колдуна является его путешествие в другие миры. В практиках магов и колдунов сущности призываются в наш мир, и здесь с ними происходит контакт. Шаманы же предпочитают сами уходить в другие миры и посредством воздействия на те миры влиять на этот мир.

Шаманизм — это прежде всего сибирское и центрально-азиатское религиозное понятие. Слово пришло к нам от тунгусского "шаман". Его первоначальное значение можно перевести как "работать с теплом и огнем; нагревать или сжигать", а применительно к человеку, можно истолковать как "преобразователь энергии". В некоторых словарях слово шаман переводится как "мудрый человек" или "тот, кто знает", но это весьма неполные определения. Более точное значение — "тот, кто познал экстаз", так как именно экстатическое переживание отличает шамана от других людей. В других языках Центральной и Северной Азии соответствующими слову шаман терминами являются якутское ойун, монгольское боге (в диалектах — бо) и удаган (существуют также бурятское и якутское удаган как обозначение женщины-шаманки), тюркско-татарское кам (алтайское кам, гам, монгольское ками) и др.

Существует много легенд о происхождении первого шамана.

читать дальше


@темы: История Шаманизма