Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
В былые дни, когда шаманы вместе с другими членами племени полагались на охотничьи навыки в добывании пищи для себя и своих близких, искусство выслеживания и ловли добычи называлось "путем следопыта". Охотнику надлежало знать места обитания добычи, ее привычки и особенности передвижения. Благодаря своему искусству он мог подкрасться к зверю достаточно близко, чтобы нанести смертельный удар.

Сегодня нам не нужно охотиться ради пропитания. Мясо продается в красивых упаковках, абсолютно лишенных малейших ассоциаций со смертью. Если у человека есть наличные деньги, счет в банке или кредитная карточка, ему остается лишь взять продукт с полки в супермаркете, положить его в тележку, оплатить покупку, а затем отвезти ее домой на автомобиле. Но путь следопыта попрежнему необходим для нас, если нашей "добычей" становится приобретение шаманских навыков - задача куда более сложная, чем охота на самых хитроумных зверей.

Пока волны цивилизации не захлестнули коренных американцев, они выслеживали свою добычу в течение нескольких часов, иногда даже дней, прежде чем найти наилучшее положение и успешно завершить охоту. Индеец тщательно выбирал в своем колчане стрелу, лучше всего подходившую для той или иной дичи. Каждая стрела изготавливалась с большой заботой и определенной целью, каждая была предназначена для быстрого и бесшумного поражения мишени.

Лук индейца был сделан из дерева, зрелого и закаленного временем, как и разум индейца. Поэтому лук, до некоторой степени, символизировал человеческий разум. Тетива, сплетенная из сухожилий, была натянута туго, как эмоции. Рука индейца олицетворяла дух, направляющий стрелу точно в цель. Колчан тоже готовился с любовью и умением; будучи вместилищем и защитной оболочкой для стрел охотника, он олицетворял его тело. Стрела символизировала жизненный путь, как результат свободного выбора и решений - актов воли и разума.

Таковы были духовные представления индейского шамана-охотника о луке, стрелах и колчане. Нам нужно помнить об этом снаряжении во время поисков и преследования "добычи", предназначенной для того, чтобы обогащать и лелеять нашу личную жизнь, осуществлять наши мечты и устремления и раскрывать наш внутренний потенциал.

Для охоты за личной силой - способностью выполнять шаманскую работу - нам необходимо знать наиболее благоприятные места, где ее можно обнаружить. Мы должны научиться распознавать ее и приближаться к ней таким образом, чтобы она не ускользнула прочь. Мы должны понять, как удержать силу, когда она "поймана", и разумеется, шаман-охотник должен знать, как готовить свою добычу для еды - иными словами, как сделать шаманские способности частью нашей повседневной жизни и использовать силу во благо для себя и для других людей.

Если охотник хочет увидеть свою добычу, он должен сохранять молчание и неподвижность. Эти атрибуты жизненно необходимы и в поисках шаманской силы. В какой обстановке вы скорее всего обнаружите признаки этой силы? Ясно, что она едва ли сыщется в гуще человеческой деятельности. Если вы возьмете в лес радиоприемник или кассетный магнитофон и включите его на полную мощность, то трудно ожидать, что дикие звери сбегутся к вам со всех сторон. Поэтому для поисков силы нужно выбрать тихое место, где вас не будут отвлекать или беспокоить хотя бы в течение некоторого времени. В доме или квартире это может быть комната, изолированная от повседневных занятий других членов семьи, где ваше внимание не рассеивается на неожиданные просьбы или мелкие дела. Если это означает, что вам на полчаса придется отключить телефон, пусть будет так. Тихое место вне дома - это не общественный парк, где в погожий день можно встретить много отдыхающих, а уголок природы, расположенный вдали от нахоженных троп. Такие места со временем становятся нашими местами силы.

Место силы - это участок, источающий энергию, которая оказывает благотворное воздействие на человека или людей, находящихся на этом участке. Главные места силы издавна считались священными из-за мощного влияния на тех, кто ими пользовался. Личное место силы представляет собой энергетический "карман" в поле Земли, по вибрации совпадающий с вибрациями вашего энергетического поля и усиливающий их. Поэтому личное место силы выводит ваше осознание на более высокий уровень и проясняет разум, позволяя человеку ощутить прилив энергии и вдохновения.

Упражнение 6
УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОГО МЕСТА СИЛЫ


Дома

Для выполнения любой шаманской работы вам понадобится место, где вы можете чувствовать себя спокойно и уютно, не отвлекаясь на посторонние мысли и занятия. Помните, что некоторые виды шаманской деятельности выходят за рамки времени и пространства, поэтому вам нужно найти место, где вы сможете полностью раскрепоститься. Обстановка и площадь помещения не имеют значения. Важен не физический участок, а пространство духа, поэтому если у вас есть свободная комната, мансарда, подвал или даже мастерская, этого будет вполне достаточно для шаманских занятий при условии, что вас не будут беспокоить. Если нет, то сойдет даже угол спальни или другое место, временно не используемое членами семьи. Вы превращаете его в личное место силы, просто переключаясь на шаманскую работу в начале занятия и возвращаясь к обычным делам после его окончания. Вскоре я объясню, как это делается.

Итак, найдите подходящий участок. Обустройте его, поставив сиденье и удобную плоскость для записей. Кроме того, на полу должно быть достаточно места, чтобы вы могли лечь на одеяло при выполнении некоторых занятий.

Вне дома

Отправьтесь в сад, парк, в лес и найдите подходящее место, где сможете расслабиться, не отвлекаясь на посторонние дела. Для этого идеально подходит небольшая поляна в лесу, но внешний вид не имеет решающего значения. Вы должны чувствовать себя непринужденно, составляя одно целое с окружающей обстановкой.

Если вы живете за городом, то выбор несложен: посетите любое из приглянувшихся вам мест и остановитесь там, где чувствуете себя лучше всего. Однако, если вы живете в большом городе, ваш выбор может быть ограничен парками или другими сохранившимися уголками природной среды. Избегайте людных мест. В большинстве городов есть просторные парки, где можно посидеть в одиночестве среди деревьев, устанавливая тесную связь с природой.

Не медлите и приступите к поискам своих двух мест силы прямо сейчас.

Теперь вернемся к нашему охотнику. Он должен учитывать время суток, когда появление добычи наиболее вероятно - скажем, на рассвете или на закате,- а также сезоны охоты на ту или иную дичь в течение года. То же самое относится и к поискам личной силы шамана.

Ваши чувства быстрее подстраиваются к тонким энергиям в те периоды дневного цикла, когда внешняя активность находится на низком уровне. Я предпочитаю для творческой и медитативной работы ранние утренние часы незадолго до рассвета и вскоре после восхода солнца. Больше всего я пишу от пяти до восьми утра. Сходным образом вечерние часы, когда сумерки знаменуют окончание внешней активности в природе и ваш трудовой день завершается, тоже потенциально удачное время для шаманских занятий. Здесь опять-таки важен личный выбор: самое лучшее время для вас наступает, когда вы испытываете наименьшее давление со стороны окружающего мира.

В годовом цикле потенциально благоприятные периоды для связи с невидимыми силами приходятся на восемь сезонных праздников древних народов Северного полушария. Эти сезонные пики подробно описаны в книге "Земная Медицина", но здесь я вкратце расскажу о них.

Весеннее равноденствие - 21 марта, когда продолжительность дня и ночи совпадала, было древним Праздником пробуждения. В это время из некогда "мертвой" земли начинают пробиваться ростки новой жизни.

Белтейн (начало мая) был Праздником ожидания, когда природные энергии поднимались и достигали расцвета. Это время разделенных чувств, объединения и гармонизации.

Летнее солнцестояние - 21 июня, самый длинный день в году, когда солнечная энергия достигает максимума, был древним Праздником достижения. Это время кульминации жизненных сил.

Ламмас (начало августа) был древним Праздником напоминания, когда природа делится с людьми первыми плодами своего урожая.

Осеннее равноденствие - 22 сентября, когда продолжительность дня и ночи снова уравнивалась, было древним Праздником благодарения. Его основной смысл - справедливое распределение урожая, осознание необходимости давать и получать что-то взамен.

Шемхейн (начало ноября) был древним Праздником поминовения, когда видимый и невидимый мир, сны и реальность смешивались друг с другом. Он служил напоминанием, что видимое и невидимое, свет и тьма равные партнеры в Колесе жизни.

Зимнее солнцестояние - 22 декабря, когда ночь длиннее всего в году, было древним Праздником возрождения. Он знаменовал возрождение света и напоминал о том, что свету всегда сопутствует тень, поэтому их нужно рассматривать как аспекты одного и того же явления.

И наконец, Имболх (начало февраля) был Праздником обновления, порой физического и духовного очищения, подготовки к предстоящим переменам в природе.

Тотемы, эмблемы, символы, шаманские орудия и принадлежности, а также путеводные карты, такие, как Шаманическое Колесо,- все это магические тропы, которые могут привести нас к желанной добыче: проявлениям шаманской силы. Определив ее местонахождение, мы приступаем к выслеживанию силы с целью ее улавливания и использования. Давайте рассмотрим принцип выслеживания применительно к шаманской силе.

Подкрадываясь к своей добыче, охотник старается быть незаметным, чтобы не испугать ее. Как он становится "невидимым"? С помощью обычной маскировки: он становится частью окружающей среды. Если вы хотите завладеть шаманской силой, то должны научиться существовать в среде силы, быть участником событий, а не посторонним наблюдателем. Позвольте снова напомнить: шаманизм есть путь к знанию через личный опыт. Чтобы узнать, вам нужно сделать. Это нечто гораздо большее, чем интеллектуальное упражнение.

Чтобы смешиваться со своим окружением, охотник должен приспосабливаться к переменам, происходящим вокруг него, а выслеживая добычу, он учитывает ее привычки и особенности, а также скорость ее передвижения. Поэтому мы тоже должны приспосабливать свои привычки и особенности, синхронизируя частоту своих энергетических вибраций с проявлениями силы. Для этого шаман бьет в бубен или в барабан. Ритмический звук временно изменяет частоту вибрации энергетического тела, позволяя нашему осознанию влиться в поток духовной энергии и раскрыть возможности восприятия на всех уровнях нашего бытия. Барабанный бой выводит осознание из Времени, перемещая его из области тоналя (сфера материального бытия, измеряемая течением времени) во вневременную область нагваля (потока всеобщего осознания в Жизненной Силе). Но точно так же он и выводит осознание из безвременья в поток Времени.

Слово "тональ" на языке ацтеков Центральной Америки означает физическое бытие и материальную реальность. Все обусловлено временем - то есть все проявляется в определенной форме лишь на некоторый период, на частицу времени. В тонале дух одушевляет, или наделяет жизнью, различные формы. Пока форма может поддерживать свое бытие, она живет, но когда поток энергии прерывается, то упорядоченное выражение Жизненной Силы в этой форме, в данном месте и времени прекращает свое существование. Индивидуальность существа, задуманного и воплощенного в эту форму жизни через одушевление Жизненной Силы, возвращается туда, откуда она пришла,- в нагваль. Дух не может умереть, иначе умрет Бог. Жизненная Сила и Закон передаются к нам прямо от Великого Духа; наша индивидуальность является частью Великого Духа и пользуется Законом и Жизненной Силой для своего материального выражения. Это есть Закон нашего бытия.

Слово "нагваль" также происходит из языка ацтеков и означает "скрытый" или "обманчивый". Оно обозначает реальность, скрытую за личиной вещества, - иными словами, нематериальную реальность. В нагвале индивидуальная сущность познает вечность, так как там не существует времени.

Итак, выслеживание цели привело нас к новому осознанию: это не обычный процесс охоты и ловли добычи, как если бы она была чем-то совершенно независимым от нас самих. Накапливая силу, мы сами изменяемся под ее воздействием. Позвольте вкратце повторить: чтобы "поймать" шаманскую силу, вам нужно оказаться в нужном месте, в нужное время, стать частью среды, где обитает сила, а затем двигаться вместе с нею.


@темы: Шаманские практики, Труды известных авторов, Мир Шамана