13:26 

Камлание

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Транс или экстаз. Общение шамана с духами – камлание – происходит в состоянии транса. Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность, самогипноз. Часто для описания состояния, в котором находится шаман, используют и другой термин – экстаз – греческое слово, означающее исступление, воодушевление, особое состояние, присущее поэтам и провидцам.

Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические силы. Несомненно, важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт. У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены – вещества, вызывающие галлюцинации и способствующие наступлению транса.

У индейцев Южной Америки это кактус пейотль, у коренного населения Северной Евразии – мухомор.

Обряды, которые проводит шаман, бывают разными. Некоторые из них просты, не занимают много времени, не требуют ни бубна, ни ритуальной одежды. Но классический обряд, для исполнения которого шаман должен быть «в полной форме», предполагает путешествие в мир духов. Шаман изо­бражает это путешествие по ходу об­ряда и движениями, и песнопениями, так что участники ритуала полностью представляют себе, с каким духом в тот или иной момент встречается ша­ман, какие препятствия преодолевает, что замыслил.

Таким образом, камлание имеет свой порядок, определённый последовательностью событий в вообра­жаемой поездке шамана в иной (не­бесный или подземный) мир. Можно сказать, что у шаманского ритуала есть свой сценарий. По крайней мере, участники обряда в общих чертах знают, что им предстоит увидеть, когда они идут в дом (юрту, чум), где состоится камлание. Те, кто наблюдал поведение шамана во время камлания, отмечают такие явления, как конвульсии, выпученные глаза, пену у рта, обмороки, припадки. На основании таких свидетельств многие стали считать шаманов психически больными людьми. Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на сеансе. По ходу дела нередко поясняет, где в данный момент он находится и что видит. У кетов опоздавшему к началу обряда человеку доста­точно было спросить сидящих в чуме, сколько «стоянок» осталось позади, чтобы понять, какой путь в верхнем мире пройден шаманом и каково чис­ло его духов-помощников.

Вместе с тем ритуал не повто­рялся в точности каждый раз. От­правляться в мир духов шамана за­ставляли разные причины, его путь лежал к разным духам, следовательно, обстоятельства его путешествия не были всегда одинаковыми; это отра­жалось и в особенностях обряда. Не­сомненно, какие-то детали священно­действия зависели и от настроения шамана, его внутренней готовности к обряду. Будучи в ударе, шаман с боль­шим вдохновением исполнял обра­щённые к духам песнопения, был щедрее на красноречие. В других случаях он мог быть более сдержан и в речах, и в движениях. Текст песно­пений также не повторялся всякий раз слово в слово. Здесь присутство­вал элемент импровизации, но ни обряд в целом, ни тексты призыва­ний духов импровизацией назвать нельзя. Скорее, шаман использует оп­ределённый набор ритуальных фор­мул, которые может произносить в разных сочетаниях и вариациях, но основные характерные качества, от­ражённые в этих формулах, остают­ся неизменными.

Шаманские обряды проводились в разное время, в зависимости от на­значения. Днём совершал жертвопри­ношение Духу горы хакасский шаман. Для лечебных обрядов сибирские ша­маны предпочитали ночь; камлание могло длиться до самого рассвета. В случаях тяжёлой болезни туркмен­ские шаманы проводили сеанс риту­ального лечения в течение несколь­ких суток.

Камлания совершались в разных местах – и под открытым небом, и в жилище, и даже в специально возве­дённой постройке. Так, шаманы эвен­ков проводили обряды важного обще­ственного значения в «шаманских чумах». Эти культовые сооружения, окружённые деревянными идолами – изображениями духов, строились со­племенниками шамана заново каж­дый раз, когда ему предстояло путешествие в мир духов.

При проведении сложных ри­туалов велико значение помощника. Чтобы шаман мог сосредоточиться на задачах обряда, не отвлекаться на разного рода мелочи, привести себя в нужное состояние, рядом с ним должен быть человек, который взял бы на себя заботу ограждать шамана от всего, что может погасить его вдохновение. У эвенков помощник подпевает шаману, заполняет пере­рывы в пении, поддерживая ритмич­ный звуковой фон, стучит в бубен, если шаман почему-либо не готов сделать это сам. У нганасан помощ­ник шамана обычно начинал кам­лание, запевая песню, «принадле­жащую» тому или иному духу. Присутствующие подхватывали её. Если безразличие шамана показывало, что этот дух не появился, помощ­ник менял мелодию – звучала песня, призывающая другого духа.

От региона к региону ритуаль­ная практика шаманства, конечно, меняется, но суть этого явления оста­ётся неизменной. Например, в Индо­китае и Индонезии во время камла­ния шаман раскачивается на качелях. Таким образом он изображает путь в другие миры. В Сибири ту же роль выполняет шаманский танец. Воз­можны и другие варианты. Напри­мер, изображая подъём на «третье небо», алтайский шаман становится на третью зарубку, предварительно сделанную на дереве. У шаманов се­вероамериканских индейцев много общего с их сибирскими «коллега­ми». Это естественно, потому что заселение Америки шло из Северо-Восточной Сибири, а быт народов менялся мало. Поэтому неудивитель­но, что плащ североамериканского шамана сходен с одеянием шамана сибирского, похожи и их бубны.

Бубен – самый распространён­ный шаманский инструмент. Но есть народы, у которых шаманы обходят­ся без него. Так, казахский шаман вместо бубна приводил себя в экстаз игрой на кобызе – местной разно­видности скрипки. Шаманы белуджей (Западная Азия) и малайцев (Юго-Восточная Азия) также аккомпаниру­ют себе игрой на смычковом инстру­менте. В ряде случаев шаманы могли обходиться и без музыкального со­провождения. В североамериканском шаманстве огромную роль играет та­бак – это главное приношение ду­хам; курение табака обязательно во время шаманских церемоний.
(с) Куксачёв Н.Н.

@темы: Шаманские атрибуты, Шаманские практики

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Путь Шамана

главная