• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Эн-наатари (список заголовков)
13:05 

Как шаманы видят мир

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Нельзя определённо сказать, каково представление шаманства о происхождении мира, божеств и людей: разнообразие воззрений разных народов велико. Но существует распространённое убеждение в том, что порядку этого мира предшествовал хаос. А затем был создан мир. В мифологиях разных народов упоминаются божества-близнецы: один добрый, другой злой. Они противостоят друг другу и в то же время дополняют один другого. В акте творения один делает доброе, полезное, другой вносит элемент дисгармонии, но и то и другое целесообразно.

Например, по алтайским верованиям, доброе небесное божество Ульгень сотворил человека, а Эрлик – божество нижнего мира – сделал так, что души людей после смерти находят своё пристанище в подземном мире. Но и смерть включена в мировой порядок, она необходима и не противопоставляется жизни, а дополняет её.

читать дальше

@темы: Мир Шамана

13:02 

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Определение шаманизма

По-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм. Но наиболее часто встречается в научной литературе и в справочниках такое определение: "Шаманизм – одна из ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих окружающий нас мир, и в особого посредника – шамана, избранного самими духами, обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов, достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса".

Хотя надо сказать, что шаманизм многие ученые отказываются считать религией, говоря, что это явление основывается на анимизме, или вере в духов-хозяев природных стихий и окружающих предметов. Именно духи-хозяева, чаще всего хозяева стихий природы, служат объектом почитания у анимистов. Вера в духов-хозяев всегда сочетается с представлениями о верховном Божестве-Создателе мира, однако это Божество не играет роли в жизни людей – в отличие от его роли в мировых религиях, у анимистов Бог-творец не служит объектом почитания и не вызывает страха: считается, что верховное божество не вмешивается в жизнь людей, а все, что происходит вокруг – это деятельность духов.

читать дальше

Время возникновения

В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет. Вероятно, он возникал в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему. Но можно сказать с определенной долей уверенности, что шаманизм возник по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира – в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.
читать дальше

Для человека существует три пути стать шаманом:

- передача традиции по наследству, из поколения в поколение;

- выбор этого человека какими-то внешними силами (он должен почувствовать зов или быть избранным);

- собственный выбор этого человека и длительные поиски знаний. Этот путь встречается реже других, и традиционно такой шаман считается менее сильным, чем идущие первыми двумя путями.

Большую роль в развитии шамана из обычного человека может играть психический или духовный надлом, который часто сопровождается физическим увечьем или тяжелым заболеванием и который вылечивается самим шаманом.

В современной научной литературе часто встречается выражение "профессиональный шаман". Действительно, шаман – профессия. Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской, гораздо реже – по отцовской линии, кроме того, шаман должен быть избран духами.

читать дальше

(с) Куксачёв Н. Н.

@темы: История Шаманизма

05:42 

Возникновение Шаманизма

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Возникновение шаманизма как самой архаической формы религии связано с охотничьим укладом жизни первобытно-родового общества. Вся жизнь племени строилась вокруг предмета охоты – зверя. Добыча зверя была главным источником пищи, а, следовательно, и жизни первобытного коллектива. Не случайно, что животные становились предметом культа – тотемом.

Шаманизм относится к той первой фазе развития человечества, когда телесное соприкосновение (или ее поедание) с «вещью» выступают для человека способом передачи потенции рождения (способность порождать вещи и явления) от одной вещи к другой. Вещи-знаки здесь не создают привычный для нас относительно автономный мир знаков, а существуют в одном и том же мире в «родстве» друг с другом, поэтому телесное воздействие на знак-вещь (рисунок, кость животного, волос человека) влияет и на природную вещь. В этом истоки всех последующих магических практик, вплоть до современной эпохи (только меняется мифология, сейчас говорят не о духах, а об информационной связи между всеми вещами).

Поэтому первобытный человек носит при себе фетиш–вещь как знак первопредка (например, татуировку, шкуру убитого тотемного животного и т.д.), тем самым он поддерживает оберегающую его связь с первопредком и приобретает соответствующие его качества. Заметим, что фетишизм и сегодня весьма распространен, особенно у людей с низким религиозным образованием.

Сам человек в свою очередь то же «вещь», которую «поедают/поглащают» другие вещи (могила знак возвращение в лоно Великой Матери.). В первобытной мифологии умирая, человек уходит в вещь-первопредка, и, следовательно, он сам становится первопредком [1] . Это рожденное самой жизнью единство человека с миром можно назвать библейским Эдемом, так как человек всем своим существом был неразрывно связан с началом породившем его (Богом).

читать дальше

@темы: История Шаманизма

Путь Шамана

главная