Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: мир шамана (список заголовков)
13:05 

Как шаманы видят мир

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Нельзя определённо сказать, каково представление шаманства о происхождении мира, божеств и людей: разнообразие воззрений разных народов велико. Но существует распространённое убеждение в том, что порядку этого мира предшествовал хаос. А затем был создан мир. В мифологиях разных народов упоминаются божества-близнецы: один добрый, другой злой. Они противостоят друг другу и в то же время дополняют один другого. В акте творения один делает доброе, полезное, другой вносит элемент дисгармонии, но и то и другое целесообразно.

Например, по алтайским верованиям, доброе небесное божество Ульгень сотворил человека, а Эрлик – божество нижнего мира – сделал так, что души людей после смерти находят своё пристанище в подземном мире. Но и смерть включена в мировой порядок, она необходима и не противопоставляется жизни, а дополняет её.

читать дальше

@темы: Мир Шамана

13:08 

Двойники шамана

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Так называют обязательные предметы, которые сопровождают действа шамана. Их несколько – бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого свое назначение, своя функция.

Бубен шамана – не просто музыкальный инструмент. Для него он еще и ездовое животное – олень или конь, на котором шаман переносится в мир духов. У некоторых народов бубен осмыслялся как лодка, на которой шаман плывет по мифической реке времени.

Селькупы (народ в Сибири, его численность сейчас 3,5 тысячи человек) считали, что главная сила шамана – это "ветер бубна", сдувающий всякую болезнь.

Повсюду в шаманском мире бубен считают душою шамана, его двойником.

У народов Алтая шаман, как правило, всегда имел несколько бубнов в своей жизни, но не одновременно, а один вслед за другим. Как только менялся статус шамана и он восходил на очередную более высокую ступень, ему полагалось сделать новый бубен. Каждый бубен непременно проходил обряд "оживления", состоявший из нескольких этапов.

Сначала шаман "оживлял" дерево, обычно это береза, из которой делают обод и рукоятки бубна. "Оживший" обод через шамана рассказывал участникам обряда о том периоде своей жизни, когда он жил в виде дерева в лесу, как потом его срубили, как сделали из него обод для бубна.

Следующая стадия – "оживление" того животного, чья шкура пошла на обтяжку бубна. На это использовали шкуру оленя, марала или лося. "Ожившее" животное через шамана рассказывало участникам обряда, как оно привольно жило и резвилось в тайге, как его убил охотник и сделал из шкуры бубен. Животное обещает, что тоже будет служить своему хозяину-шаману. Готовый бубен покрывали рисунками. Чаще всего это была карта-картина Вселенной в шаманском понимании. На ней изображены небесные светила, обитатели земного, подземного и надземного миров, а также духи - помощники шамана. Иногда к ободу или рукоятке бубна привешивали металлические изображения духов.

читать дальше

@темы: Мир Шамана, Шаманские атрибуты

14:07 

Шаманская болезнь

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Одной из характерных черт шаманизма является «Шаманская болезнь». Именно с нее, как принято считать, начинается становление человека, как шамана.

Шаманский дар, как правило, был тяжким бременем для своего обладателя. В раннем детстве или юности будущий шаман переживал глубокое психическое потрясение, что «пробуждало» шаманскую болезнь. Эта болезнь заключалась в мучительных душевных переживаниях (встречи с духами предков принуждавшими человека начать шаманить) и физическими страданиями (эпилептические припадки, тяжелые формы истерии, неожиданные потери сознания и т.д.). Практически, у человека выбранного духами для шаманского служения выбора не было. Так или иначе, духи принуждали жертву подчиниться. После того как избранник начинал шаманить, болезнь отступала, и страдания прекращались.

О шаманской болезни толком ничего неизвестно. В основном описывается духовный аспект. Переживания и видения шамана.

Например, Мать-Хищная-Птица.

По поверию, она похожа на большую птицу с железным клювом, загнутыми когтями и длинным хвостом. Эта мифическая птица показывается только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Она забирает его душу, уносит ее в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. Этот обряд рассказывает о такой части магии как симпатическая, или магия подобия, съеденный какой-то болезнью, шаман становится с ней как бы един, что позволяет ему понять глубинную причину этой болезни и получить над ней власть. После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается как от глубокого сна.

Существует множество подобных поверий, но все они пронизаны общим смыслом: «человек, проходя сквозь мучения, оказываясь перед ликом смерти, получает знание и силу».

Что касается конкретного физического проявления болезни, то информации крайне мало. Считается, что люди, которым суждено стать шаманами, зачастую имеют особые метки, как родимое пятно, лишний палец, две макушки или нечто подобное. В основном, говорится, что шаманская болезнь выглядит как непонятное недомогание, обостряющееся каждый месяц в новолуние и прекращающееся только с началом шаманской практики.

Самая правдоподобная история шаманской болезни, что я слышала, это история Исаака Тенса:

«Американский индеец по имени Исаак Тенс в возрасте 30 лет начал непроизвольно впадать в транс. Перед ним возникали драматические и часто ужасающие образы духов животных преследующих его. После одного такого экстатического состояния Тенс начал петь: «Песня выходила из меня помимо моей воли, и я никак не мог остановиться. Вскоре я увидел перед собой огромных птиц и разных животных. Они меня звали... Такие видения случаются, когда человек готов стать халааитом (шаманом - целителем)»»

@темы: Мир Шамана

08:26 

Избранничество и шаманская болезнь.

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Е.В. Чепкасов (СПб., ИНС РГПУ им. А.И. Герцена, к. филол. н.)

Те, на кого пал жребий стать шаманом, узнавали об этом по проявившейся у них так называемой шаманской болезни. «Страдания избранника внешне вос­принимались как нервно-психическое заболевание. Но человек вместе с тем испытывал и невероятные физические муки. Болезнь могла длиться несколько лет, сопровожда­ясь страшными галлюцинациями» [Шаманизм 1999: 5-6]. С.М. Широко­горов так писал о шаманской болезни у тунгусов: «Больные делаются задумчивыми и рассеянными, лишаются работоспособности, не могут заниматься обычным трудом, много спят, во сне постоянно бредят, вскакивают на ложе, стремятся удалиться от людей, иногда убегают в тайгу и там остаются подолгу, обычно отказываются от пищи и худеют. Иногда это заболевание сопровождается истерическими припад­ками со всеми типичными проявлениями истерии: судорогами, «мостом», нечувствительностью, светобоязнью и т.д. Никакое лечение здесь не помогает» [Широкогоров 1919: 99]. Избавиться от такой болезни можно было только принятием призвания шамана и началом шаманской деятельности. Шаманская болезнь стала доводом в пользу тех этнографов, которые рассматривали шаманство с психопатологической точки зрения. Примером такой точки зрения на шаманство можно считать слова В.Г. Богораза: «Изучая шаманство, мы прежде всего наталкиваемся на целые категории мужчин и жен­щин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших» [Богораз 1910: 5].

Наследственный (у большинства народов) характер шаман­ства позволял думать, что по наследству переходили нервные заболевания. А.В. Анохин по этому поводу писал, что шаманы «получают свою предрасположен­ность к камскому служению только от предков, чрез нервную «падучую» болезнь — эпилепсию… Камлание дает возможность эпилептику как бы разрядиться от своей болезни. И камлающий, как показывают наблюдения, действительно не болеет» [Цит. по: Басилов 1984: 140]. С.А. Токарев так суммирует взгляд этнографов на шамана как на нервнобольного человека: «Все наблюдатели в один голос сообщают, что шаман — это прежде всего нервный, истерический человек, склонный к припадкам, иногда эпилептик» [Токарев 1990: 271].
читать дальше

Шаманская инициация была обязательна на духовном уровне (пересотворение шамана духами) и желательна на уровне человеческом (обряд посвящения в шаманы, закрепляющий статус неофита). В.Н. Басилов считает, что «шаманская болезнь является посвящением избран­ника духов в шаманы. Именно она делает человека шаманом. Обряд посвящения, известный в различных формах почти повсеместно, лишь подтверждает тот факт, что появился новый шаман» [Басилов 1984: 58]. С исследователем можно согласиться лишь отчасти. Да, обрядом посвящения только подтверждается появление нового шамана, но инициацией на духовном уровне следует считать лишь финал шаманской болезни, который наступает, если избранник согласился стать шаманом. Этот финал, столь чаемый духами, заключается, в том, что неофит позволяет духам сначала убить себя, а затем возродить в новом качестве. По словам М. Хоппала, суть инициации заключается в том, что «расчленение будущего шамана является, по-видимому, символом временной смерти, за которой следует возрождение» [Хоппал 1990: 124]. Басилов, говоря о финале шаманской болезни, поясняет, что возрожденный человек существенно отличается от того, который был убит духами: «Духи должны убить, разрезать на кусочки, сварить и съесть буду­щего шамана, чтобы переделать, «пересотворить» его и воскре­сить уже новым человеком, стоящим выше простых смертных» [Басилов 1984: 53].

Многочисленные примеры пересотворения шамана духами у разных народов собраны в капитальном труде М. Элиаде [см. Элиаде 2000]. Огромное число таких примеров на якутском, тунгусском и бурятском материале приведено в книге Г.В. Ксенофонтова [см. Ксенофонтов 1930]. Во всех этих примерах духи убивают посвящаемого и воскрешают в новом качестве, передав ему различными способами часть самих себя, причем в большинстве случаев убийство сопровождается расчленением. Оговоримся, что происходит эта инициация на духовном уровне, т.е. в видениях избранника, который на физическом уровне либо лежит без явных признаков жизни, либо бьется в конвульсиях. Впрочем, у некоторых якутских шаманов, по данным Г.В. Ксенофонтова, при духовном рассекании на теле даже появлялись синяки, порезы, сочащиеся кровью и слизью, т.е. результаты расчленения можно было видеть воочию. Иногда расчленению предшествовало выкармливание души шамана матерью-зверем на шаманском дереве, цель чего хорошо объясняет один из информантов Ксенофонтова: «До появления шамана душа того человека, который пред­назначается для этой роли, берется бесами, злыми духами и вос­питывается ими до тех пор, пока она не приобретает свойств злого духа» [Ксенофонтов 1930: 61]. А.В. Зубов на основе этнографических данных по сибирскому шаманству перечисляет несколько способов пересотворения неофита: «Его или расчленяли и пожирали «боги», или перековывали «небесные кузнецы», или варили в котлах. Иногда рассказывают, что под кожу посвящаемому духи вводят колдовские камни, запус­кают змей, червей, личинки жуков, вставляют в скелет особую «ша­манскую кость» [Зубов, 1997: 291]. Нанайская шаманка Линдзя, чьи слова приводит Т.Д. Булгакова, так формулировала сущность своей инициации: «Не простое это дело — шаманское дело! Умереть приходится и снова ожить — такое это дело!» [Булгакова 2001: 78]
читать дальше


Литература

@темы: Мир Шамана

05:04 

Унитарная модель мира

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
В различных шаманских учениях присутствуют различные модели миров и различная терминология. Я постараюсь описать чаще всего встречающиеся понятия, такие как: нижний мир (земля и темные области), средний мир и верхний мир.
По представлениям эвенков, в верховьях “водяной дороги-реки” — в верхнем мире — живут души оленей и души людей, за счет которых пополняется число живущих на земле; вдоль среднего течения реки (в среднем мире) обитают живые люди и животные; в низовьях находится мир мертвых, куда шаман провожает душу умершего. Зримым воплощением мировой реки была реальная река.
В космологии народов Сибири общераспространенным было членение вселенной по вертикали на три мира — верхний (небесный), средний (наземный и водный) и нижний (подземный). В свою очередь, эти миры состояли из нескольких ярусов. Так, в мифах ненцев и селькупов небо разделено на семь ярусов, а подземный мир — на семь слоев льда. По представлениям алтайцев, верхний мир от нижнего отделяли три слоя земли.
Кроме этого, существовало и горизонтальное членение мира — на четыре стороны света.
Эти членения вселенной не были независимы друг от друга, а образующиеся сегменты мироздания совпадали: нижний мир ассоциировался с севером и западом, а верхний — с югом и востоком.
Нижний мир или тайные знания о земле и тёмных областях

Под термином "Тайные знания" понимаются действия, производимые с тем, что есть в этом мире. Существуют особые ритуалы, состоящие из определенного набора движений, слов и символов, мазей и ядов, которые применяются к людям, животным, насекомым, деревьям, маленьким растениям, камням и почве. С их помощью шаманы входят в определенные соотношения с окружающим миром для достижения своих целей.
Не имеет смысла описывать в подробностях ритуалы, которыми пользуются шаманы, т.к. в шаманстве играет огромную роль личный опыт и личные знания. Большинство ритуалов, которыми пользуются шаманы, они узнают так сказать из первых рук от духов, которые и передают им свои знания. Причем один и тот же дух может дать разные практики разным шаманам, но на одну и ту же тему. (Предположу, что скорее всего это связанно с личными качествами шамана.)
Двойники

читать дальше

@темы: Мир Шамана

17:10 

Кто такие Духи?

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Непоколебимое стремление рационального человека твердо придерживаться образа себя — это способ надежно застраховать свое дремучее невежество. Он, например, игнорирует тот факт, что шаманизм — это не заклинания, не магические формулы, не фокус-покус, но свобода восприятия не только повседневного мира, но и любого другого, доступного человеческому существу. Вот где глупость обычного человека наиболее опасна. Он дрожит при мысли о необходимости свободы. А ведь она рядом, она в кончиках его пальцев.
Дон Хуан


«Для видящих быть живым — значит сознавать. Для обычного человека сознавать — значит быть каким-то организмом. В этом вопросе видящие отличаются: для них сознание означает, что эманации, вызывающие его, заключены во вместилище. Органические живые существа имеют кокон, заключающий эманации. Но есть и другие существа, чьи вместилища для видящего не имеют формы кокона. И все же они имеют в себе эманации сознания и характеристики жизни, отличные от воспроизведения и обмена веществ. Такие как эмоциональная зависимость, печаль, радость, гнев и так далее и тому подобное. Да, я забыл лучшее из всего — любовь! Род любви, о котором человек не может даже и помыслить!»
Дон Хуан

Одной из характерных черт для духов является отсутствие постоянной формы и размера. Вот как это описывает чукотский шаман:

"...Трудно понять, какие бывают духи, большие или маленькие. Посмотришь на духа — и он меньше мошки. Посмотришь опять — и он уже ростом с человека. И вот погляди — он уже сидит на утесе, и ноги его внизу на песке...
...Приглядишься к нему ближе — он кажется не больше пальца. Погляди на него издали, сквозь лёгкий туман — и он возвышается, как целая гора".
читать дальше

@темы: Духи Помощники и Охранники, Мир Шамана

07:23 

Учение о четырёх направлениях

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
В своей книге "Тайные знания. Шиманизм" А.Е. Польской описывает монгольские представления о четырёх направлениях. Знание о них занимает фундаметальное место. Если шаман окажется не в состоянии установить свою точную ориентацию по отношению к четырём сторонам света, он по меньшей мере будет чувствовать себя слабым. Названия четырёх направлений переводится, как "Вперёд", "Назад", "Влево" и "Вправо". В древние времена направлением "Вперёд" считался восток, однако впоследствии по неизвестным причинам это направление изменилось на южное и таким сохранилось до наших дней.
Когда монгольский шаман представлял себе образ мира, его взгляд всегда направлен с севера на юг. Поэтому слово, обозначающее юг, совпадает со словом "вперёд", а север в монгольском языке называется "назад". Правая (западная сторона мира) в монгольской космологии имеет мужской род и является домом благожелательных небесных духов (тенгер). Левая (восточная сторона мира) имеет женский род, а живущие на этой стороне Духи приносят болезни и разлад.

В настоящее время учение о четырёх направлениях тоже актуально. Здесь довольно подробно изложена иформация, поэтому забрала целиком. В статье Кеннета Медоуза помимо классической модели - ещё сравнение с западными представлениями. Итак... размещаю )

Человеческое тело обладает центральной симметрией, так что мы воспринимаем окружающий мир в одном из четырех направлений: вперед, назад, слева или справа. Эти направления можно подразделить для более точной ориентировки.

Все сущее представляет собой упорядоченную энергию. Пять физических чувств позволяют нам реагировать на эту энергию и воспринимать ее как реальность. Но окружающий мир одновременно реален и нереален - все зависит лишь от способа нашего восприятия.

В древних культурах географическое направление и положение на местности имели прямое отношение к повседневной жизни и оказывали заметное влияние на принятие решений. К примеру, брак девушки с одним из ее женихов мог зависеть от того, в каком направлении он жил по отношению к ее дому. Возможный успех делового предприятия зависел от того, откуда поступило предложение или в какое место нужно было отправиться, чтобы заключить сделку. Расположение входа в деревню, городских ворот, дверей или проходов в отдельных домах - все это имело важное значение, не только бытовое, но и символическое. Считалось, что даже качество преобладающего ветра зависит от того направления, откуда он дует.

Направления были связаны с великими силами, обладавшими собственным разумом. Их наносили на круглую "карту" - Шаманическое Колесо, или Круг Силы, - которая на самом деле была средством, позволявшим шаману настроиться на духовные энергии и впитать в себя частицу их мощи.
читать дальше


@темы: Шаманские практики, Труды известных авторов, Мир Шамана

12:29 

Кеннет Медоуз "Новая Граница"

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
В эпоху, когда большая часть земной поверхности уже изучена и разведана, человечество ощущает потребность удовлетворять врожденную тягу к приключениям и испытывать восторг открытий, отправляясь за пределы Земли в неисследованные области космического пространства, которые некогда назывались "внешним космосом". Но есть и другая область, до сих пор не признанная. Большинство не слышало о ней или не придавало ей значения, но некоторые готовят себя к ее восприятию и пересечению. Она представляет собой не менее заманчивую цель, чем космические путешествия для астронавтов, однако ее достижение не требует огромных финансовых затрат и долгих, утомительных тренировок, доводящих физическое тело до пределов выносливости. Кроме того, она не является уделом немногих избранных. Она доступна всем и содержит много полезных сведений для личного развития. Исследуя ее, вы откроете россыпи знаний. Эта область - внутреннее царство шамана.

Для шамана пространство не является прозрачным "ничто", огромным объемом пустоты, привычным для нашего понимания. Для шамана пространство - "нечто", обладающее определенными качествами, в том же смысле, как и физическая материя. Оно существует не только вокруг вещей и между вещами, но также внутри вещей. Как доказано наукой, физическая материя, несмотря на свой "плотный" вид, в конечном счете не является плотной, а состоит из атомов, которые в свою очередь состоят в основном из пустоты. Это "внутреннее пространство" может быть воспринято и исследовано. Именно здесь царство шамана, изучающего не отдаленные планеты внешнего Космоса, а нефизическое бытие скрытых миров: внутренний Космос.

Благодаря своим исследованиям, шаман может воспринимать то, что не видно обычным взглядом, и расширять границы своего осознания, соприкасаясь с реальностью, лежащей за рамками обыденного мира физических явлений. Находясь в этом царстве "необычной реальности", шаман обнаруживает, что время тоже течет не так, как нам кажется. Оно не постоянно, как принято считать, но обладает "эластичностью", и его можно сжимать и растягивать, словно резиновую ленту. В этом новом измерении сознание шамана преодолевает физические ограничения и выходит за рамки логического разума, далеко превосходя интеллектуальные возможности человека. Но прежде, чем приступить к исследованию мира шаманов, давайте сначала определим, кем является шаман на самом деле.

читать дальше

@темы: Труды известных авторов, Мир Шамана, История Шаманизма

04:11 

Кеннет Медоуз "Настройка чувств"

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Сила, необходимая для шаманской работы, находится одновременно снаружи и внутри вас. Она всегда доступна, и вы можете служить ее проводником. Ваши внутренние ресурсы включают творческую силу мысли и воображения и движущую силу духовной энергии. Эти ресурсы придают человеку стойкость и решительность для пробуждения личного потенциала, который до сих пор находился в дремлющем или неосознанном состоянии,- колодца мудрости, откуда можно черпать знания и вдохновение. Внутренние ресурсы образуют источник вашей личной силы или того, что индейские шаманы называли "медициной".

Внешние ресурсы не что иное, как энергии Вселенной, заключенные в великой энергетической сети, где все сущее обладает жизнью и взаимосвязано посредством Жизненной Силы.

Наш дух и есть Жизненная Сила. Это невидимая сущность всех явленных вещей. Она течет в каждом живом существе и дает энергию для выражения его личности. Но хотя дух свободно входит во все формы, он обычно остается неосознанным, поскольку скрыт за внешним физическим обликом вещей. Современная наука не обладает знаниями об истинной природе духа, ведь, в отличие от вещества, его нельзя увидеть или измерить. Он настолько неуловим, что не поддается расчленению логическим разумом, ибо превосходит интеллект. Дух - это "ничто", которое парадоксальным образом находится во всем и заключает все в себе. Наука дает неполное и неадекватное понимание природы человека и самой жизни, так как сосредоточивается почти исключительно на физической стороне и игнорирует духовную, отдавая ее на откуп теологии, где властвуют понятия веры и сверхъестественного. Однако умение жить в духе было известно шаманам задолго до того, как организованная религия и философия определили границы дозволенного для веры и восприятия и постановили, что знание может быть доступно лишь его привилегированным служителям. Освобожденный дух открывает перед нами новые возможности восприятия. Жизнь перестает быть запутанным клубком случайностей и совпадений, но обретает смысл и предназначение.

Все мы подвергаемся промывке мозгов через средства массовой информации, культурной индустрии и материалистической науки с ее технологиями и в результате редко видим дальше собственного носа. Нас заставляют верить, что Земля представляет собой огромный шар неодушевленного вещества, обычный кусок камня, вращающийся вокруг Солнца. Ее минералы предназначены для разработки и использования, деревья - лишь древесина, из которой делают бумагу, животные - мясо и кости для производства пищи, лабораторных экспериментов или для охоты.

У шаманов другая перспектива при взгляде на окружающее. Для них все сущее имеет цель и заряжено силой жизненной пульсации, а источник этой силы обладает духовной, а не материальной природой. Шаман из собственного опыта знает, что можно связаться с этой силой с помощью духа внутри себя. Осознание реальности этой связи наполняет шамана глубоким уважением ко всем вещам, пониманием устройства природы и Вселенной.

Внешний вид обманчив. То, что кажется прочным в физической реальности, на самом деле представляет собой сложную систему вибрирующих энергий. То, что видят наши глаза, в действительности является энергетическими схемами, которые мы интерпретируем как предметы или органическую материю.

читать дальше


@темы: Шаманские практики, Труды известных авторов, Мир Шамана

11:12 

Кеннет Медоуз "Охота за Силой"

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
В былые дни, когда шаманы вместе с другими членами племени полагались на охотничьи навыки в добывании пищи для себя и своих близких, искусство выслеживания и ловли добычи называлось "путем следопыта". Охотнику надлежало знать места обитания добычи, ее привычки и особенности передвижения. Благодаря своему искусству он мог подкрасться к зверю достаточно близко, чтобы нанести смертельный удар.

Сегодня нам не нужно охотиться ради пропитания. Мясо продается в красивых упаковках, абсолютно лишенных малейших ассоциаций со смертью. Если у человека есть наличные деньги, счет в банке или кредитная карточка, ему остается лишь взять продукт с полки в супермаркете, положить его в тележку, оплатить покупку, а затем отвезти ее домой на автомобиле. Но путь следопыта попрежнему необходим для нас, если нашей "добычей" становится приобретение шаманских навыков - задача куда более сложная, чем охота на самых хитроумных зверей.

Пока волны цивилизации не захлестнули коренных американцев, они выслеживали свою добычу в течение нескольких часов, иногда даже дней, прежде чем найти наилучшее положение и успешно завершить охоту. Индеец тщательно выбирал в своем колчане стрелу, лучше всего подходившую для той или иной дичи. Каждая стрела изготавливалась с большой заботой и определенной целью, каждая была предназначена для быстрого и бесшумного поражения мишени.

Лук индейца был сделан из дерева, зрелого и закаленного временем, как и разум индейца. Поэтому лук, до некоторой степени, символизировал человеческий разум. Тетива, сплетенная из сухожилий, была натянута туго, как эмоции. Рука индейца олицетворяла дух, направляющий стрелу точно в цель. Колчан тоже готовился с любовью и умением; будучи вместилищем и защитной оболочкой для стрел охотника, он олицетворял его тело. Стрела символизировала жизненный путь, как результат свободного выбора и решений - актов воли и разума.

Таковы были духовные представления индейского шамана-охотника о луке, стрелах и колчане. Нам нужно помнить об этом снаряжении во время поисков и преследования "добычи", предназначенной для того, чтобы обогащать и лелеять нашу личную жизнь, осуществлять наши мечты и устремления и раскрывать наш внутренний потенциал.

Для охоты за личной силой - способностью выполнять шаманскую работу - нам необходимо знать наиболее благоприятные места, где ее можно обнаружить. Мы должны научиться распознавать ее и приближаться к ней таким образом, чтобы она не ускользнула прочь. Мы должны понять, как удержать силу, когда она "поймана", и разумеется, шаман-охотник должен знать, как готовить свою добычу для еды - иными словами, как сделать шаманские способности частью нашей повседневной жизни и использовать силу во благо для себя и для других людей.
читать дальше

@темы: Шаманские практики, Труды известных авторов, Мир Шамана

04:56 

Кеннет Медоуз "Шаманское Древо"

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
В древние времена дерево было символом связи между временным и физическим, с одной стороны, и вечным и духовным - с другой. Римские завоеватели в древней Британии иногда называли кельтских друидов "пастырями деревьев", так как друиды часто разговаривали с деревьями и молились своим богам в священных рощах. Шаманы северных культур Британии, Европы и Скандинавии сравнивали Космос - целостность бытия - с живым деревом, развивающимся организмом, обладающим собственным разумом и осознанием. Поэтому в наших поисках шаманской силы нам нужно учитывать символику Космического Древа. Скандинавские шаманы называли его Древом Иггдрасиль. Иггдрасиль - старонорвежское название, означавшее "скакун Игга", а Игг - одно из имен Одина, скандинавского бога, называемого в мифологии "всеобщим отцом" или "отцом всего сущего". Скакун Одина был мифологическим существом, способным путешествовать в другие царства бытия. Поэтому Древо Иггдрасиль символизировало доступ к другим мирам - иным уровням реальности.



Космическое Древо включало несколько уровней бытия и осознания, которые часто назывались "мирами". Это ограниченные зоны, или уровни реальности. Их можно сопоставить с различными аспектами разума: нормальным бодрствующим сознанием, подсознанием, бессознательным и высшим состоянием осознания, которое можно назвать "сверхсознанием".

Хотя бывает необходимо подразделить разум таким образом, пытаясь понять его функции, важно помнить о том, что сам разум есть единое целое. Поэтому, работая с сознательным, подсознательным, бессознательным и сверхсознательным, мы в действительности имеем дело с аспектами одного разума. Космическое Древо иллюстрирует этот глобальный принцип.

Материальный мир явлений и бодрствующего сознания находился в середине и был представлен стволом Космического Древа. Над ним находилось высшее состояние осознания, символизируемое кроной дерева. Под ним располагалось нижнее царство подсознательного и бессознательного, представленное корнями дерева и почвой вокруг них. Вода, питающая почву бессознательного, поднималась из Колодца Вюрд, или Колодца Судьбы, где прошлые дела проходят через горнило Времени, воздействуя на настоящее и будущее.

У Космического Древа имелся не только вертикальный, но и горизонтальный план. Многомерная структура Космоса покоилась на основе, имеющей форму снежинки и в упрощенном виде представленной символом диагонального креста с вертикальной линией, пересекающей его центр.



Символ снежинки дополнял и акцентировал еще один древний символ креста, вписанного в круг. Этот двухмерный образ указывал на существование центральной оси, или веретена, добавляя понятия "верха" и низа" к четырем направлениям - влево, вправо, вперед и назад. Поэтому в физическом мире он означал: "Небо наверху, земля внизу, запад, восток, север и юг".

Понятия света и тьмы в древней северной традиции тоже приобрели весьма глубокое значение. Свет наверху был представлен Космическим Огнем, а тьма внизу - Космическим Льдом, который считался "уплотнением" темной энергии. Союз противоположных сил огня и льда, света и тьмы, ян и инь, мужского и женского божественного начал породил мир явлений "в середине всего сущего".

Шаман рассматривал все полярные силы во Вселенной как противоположные части одного целого. Поэтому, встречаясь с одной из этих сил, он не забывал о ее двойственной природе. День и ночь, к примеру, рассматривались не как отдельные феномены, но как разные выражения одного и того же явления. Вещество было "плотным" проявлением невидимого духа. Смерть рассматривалась не как прекращение жизни, но как один из ее аспектов: высвобождение из одной формы бытия и переход к другую.

читать дальше

@темы: Шаманские практики, Труды известных авторов, Мир Шамана

15:23 

Кеннет Медоуз "Четыре человеческих "я""

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
Шаманы-кахуна рассматривали отдельные аспекты человеческой личности как единую команду. Их единство проявлялось разными способами, но, как члены спортивной команды, каждый из которых вносит свой вклад в игру и выполняет определенные функции, они стремились к достижению одной цели.

Американский психолог и историк религии, посвятивший большую часть своей жизни изучению гавайских магов-жрецов и написавший несколько книг о своих открытиях, называл личность, участвующую в сознательной повседневной жизни, или рассуждающий разум, средним "я" человека. На другом уровне находилось низшее "я", связанное с памятью, отчасти с деятельностью подсознательного разума и с бессознательным. Над рассуждающим разумом находилось высшее "я", действующее на уровне высочайших устремлений разума. Шаманы-кахуна считали эти "я" личными духами человека, чьи функции частично перекрывались.

Однако среди шаманов северной традиции существовало устное учение, признававшее роль четвертого "я" - инстинктивного осознания, контролирующего и поддерживающего физическое тело, ответственного за его защиту и выживание. Оно действовало на глубинном, неосознанном уровне и сравнивалось с духами животных из-за своего инстинктивного характера. Поскольку оно обычно исчезало со смертью человека, то рассматривалось отдельно от остальных духов.

Верховный шаман Серебряный Медведь объяснил мне, что эти четыре осознания разделены намерением. Каждое имеет свою особую функцию и свой вид ментальной силы, но представляет собой лишь один из аспектов целостной личности.

Странствующие шаманы, выходившие за рамки племенных обычаев, признавали, что нет одной группы, которая бы владела Истиной. Они путешествовали с места на место и от племени к племени в поисках знаний, исследовали новые возможности, вплетали изученное в ткань уже знакомого и делились своей мудростью.Теперь давайте рассмотрим понятие разума, которое, поскольку разум неосязаем, весьма расплывчато. В словарях разум определяется как престол сознания, мыслей и эмоций. Ученые, философы и богословы не вполне сходятся в том, что же такое человеческий разум, но они знают, что разум не тождествен мозгу. Мозг - физический орган и центр ощущений в оболочке черепа; его можно рассматривать как биокомпьютер, используемый разумом. Физическую деятельность мозга можно определить и измерить, в отличие от разума, который неосязаем и бесконечен. Итак, мы еще не вполне понимаем, что такое разум, но знаем о его существовании.

Чтобы облегчить понимание разума, мы можем подразделить его деятельность на четыре функциональных уровня. Конечно же, на самом деле разум не разделен на отдельные участки по той простой причине, что он не имеет формы. Но для постижения абстрактного понятия нашему рассудку нужно за что-то ухватиться. В этом и заключается смысл классификации.
читать дальше

@темы: Шаманские практики, Труды известных авторов, Мир Шамана

03:43 

Ветра и направления

Шакти Проциона
Путеводная Звезда
07.04.2012 в 01:34
Пишет Ast-chipa:

Женщина и ветер...
Каждая из женщин имеет свое собственное направление, особый ветер.

Карлос Кастанеда. Второе кольцо силы



Каждая женщина подобна ветру, ее текучесть и изменчивость, ее живительная прохлада и теплое прикосновение, обжигающая страсть проникновения и леденящая кровь пронзительность – все это лишь малая толика ее способностей и воплощений, которые при ее живом и непосредственном участии заставляют пространство вибрировать, изменяться, переходить в новые формы и состояния, трепетать и рождать образы, мысли, чувства, саму жизнь во всех неповторимых ее проявлениях. Женщина – это явление особое и заметное, если она действительно ветер.

читать дальше

@темы: Мир Шамана, Труды известных авторов, Учение Толтеков

20:46 

Алтайский шаманизм

Лотильда
Vulpes pilum mutat, non mores
Документальный фильм «О чём молчат шаманы» об Алтае и алтайском шаманизме. Был представлен на конкурсе Этнокино в 2012 году.


@темы: Современный шаманизм, Мир Шамана, Видео

11:36 

Нганасанский шаманизм

Лотильда
Vulpes pilum mutat, non mores
21:55 

Костюм и бубен шамана

Лотильда
Vulpes pilum mutat, non mores
09:55 

Визуальные образы мира в Сибирском Шаманизме

Лотильда
Vulpes pilum mutat, non mores

«Визуальные образы мира в Сибирском Шаманизме» (Е.С. Новик , О.Б. Христофорова),
«Пространственные модели в традиционных культурах», спецкурс РГГУ

Часть 1
Часть 2

@темы: История Шаманизма, Мир Шамана, Шаманские атрибуты, Шаманские практики

16:56 

Шаманская могила

snowflake_flying
Атомная станция любви или специалист по ётунскому сексу.
Оригинал взят у Избушка на курьих ножках

Перевёрнутая вверх ногами шаманская "воздушная могила"

Во-первых, "воздушным погребениям" в древней Сибири способствовала суровая зима, которая в сочетании с вечной мерзлотой на большую часть года превращала землю в сплошной ледовый монолит, в котором не так-то просто было вырыть могилу. Вместе с тем очень маленькая плотность населения и наличие огромных лесных массивов позволяли без всяких санитарных проблем размещать в них редкие захоронения, буквально «тонувшие» в тайге.

Второй причиной воздушных похорон были языческие традиции, существовавшие тогда не только на территории современной Якутии и не только среди предков нынешних саха. Они практиковались на сопредельных таежных территориях у многих северных, северо-восточных народов вплоть до монголов.

Не всем сегодня известно, но далекие предки европейских славян и их соседи когда-то, еще до погребальных костров, хоронили своих усопших подобным образом. Отсюда и идут русские народные сказки, например, о царевне, спящей в хрустальном гробу, подвешенным на цепях. А если вспомнить под этим углом описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги – костяной ноги», у которой «нос уперт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», то становится ясно, что речь именно о воздушном погребении. Тогда понятен и суеверный страх, охватывающий добрых молодцев перед случайно обнаруженной и вроде бы безобидно лесной «избушкой».читать дальше

@настроение: равновесие

@темы: История Шаманизма, Мир Шамана

17:13 

Шаманы и Смерть: легенды

snowflake_flying
Атомная станция любви или специалист по ётунскому сексу.
24.02.2015 в 15:04
Пишет The Highgate Vampire:

Представление о смерти в шаманизме
Пишет Марленикен:



В 1912 году в Сибири финский ученый Т. Лехтисало записал легенду о шамане, который «после своей игры на бубне поднялся в небо к Нуму. Нум сказал ему, что он его не звал, и приказал пойти к Нгаа, то есть, к Смерти — стать зятем Смерти. Семь дней шаман скитался под землей, пока, наконец, не добрел до дома смерти. Но Нгаа не захотела выдать за него замуж ни одной из семи своих дочерей, а предложила шаману остаться у нее и стать её слугой - в противном случае обещала сожрать шамана. Семь дней они боролись друг с другом, наконец, Смерть совершенно изнемогла и сказала: «Отпусти меня. Прошу тебя, не убивай меня! Я отдам за тебя младшую дочь. Но ты останься у меня и будь моим помощником. И тогда, если в верхнем земном мире добрый шаман будет выполнять свою работу добросовестно, я буду отпускать души больных».
В этом отрывке легенды - и в то же время мифе-референции к моей работе — образ шамана с удивительной естественностью связывается со смертью и со скитанием под землей в потустороннем мире.
читать дальше

URL записи

@настроение: знай наших

@темы: История Шаманизма, Мир Шамана

12:13 

Набор рун "Вороны"

Nokomis
Открой мне свои сны, сновидящий.
В нашей мастерской новая обновка: руны в раздвижной коробочке.
Она очень удобна в использовании.


- Набор плотно закрывается, что делает его пригодным для транспортировки, но не смотря на это, он очень просто открывается.
- Каждая плашка надёжно укладывается на своё место, и вы можете быть уверены, что руны не растеряются, пока вы на них не гадаете.
- Достать плашку из своего "гнезда" тоже не трудно: есть специальные отверстия для пальцев.

На крышке набора изображены Хугин и Мунин — пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. Их имена можно перевести как "мысль" и "память".

Изображение воронов Одина совсем не случайно взято для украшения рунического набора. В шаманской традиции ворон наделяется способностью хождения между мирами, а как посланник верховного аса, ворон издавна символизирует добычу скрытых знаний.



Толщина набора в закрытом состоянии 1,5 см.
Размер коробочки 20 на 17 см. Размер плашки с руной - 3 см. в длинну, 1,8 см. в ширину.

Изображение нанесено путём гравировки. При желании заказчика, можно нанести любую другую картинку.

Стоимость - 1300 рублей.
Москва\Тюмень. Пересылка во все города России.

На коробочку можно нанести любое изображение по желанию заказчика.

Чтобы заказать пишите в у-мыл, или заходите в дневник.

@темы: Мир Шамана, Шаманские атрибуты

Путь Шамана

главная